Способы диагностики результатов воспитания


СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ - Современные проблемы науки и образования научный журнал В статье представлена синергетическая концепция педагогической диагностики. Педагогическая диагностика рассматривается как синергетическая система, которая по своим целям является системно-ролевой, по взаимодействию всех её частей — синергетической, по сути взаимодействия — системно-функциональной. Социальные роли определяют главную цель воспитания формирование гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему объективных социальных ролейзадачи воспитания, целевое содержание педагогической диагностики. Деятельности педагога и учащихся имеют одну и ту же системно-функциональную природу, они органически связаны и совершаются в системно-функциональном взаимодействии, когда педагогические функции диагностики и воспитания перерастают в функции самопознания, саморегуляции, самовоспитания личности учащегося. В синергетическом единстве всех начал выражается целостность и объективность педагогической диагностики. Педагогическая диагностика межличностных отношений в учебной группе курсантов : автореферат дисс. The concept of synergetic educational diagnosis is presented in the article. The social role determine the goal of education formation of harmoniously developed personality, willing and able to carry out a system of objective social rolesthe tasks of education, educational content targeted diagnostics. In the synergistic unity of all beginnings the integrity and objectivity of educational diagnosis expresses. Выявление её сущности, содержания, методов, особенностей и условий на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования воспитательной работы во всех типах школ. В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких ученых, как Так, в представлении Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе. По его мнению, предметом педагогической диагностики является измерение оценка интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. Он считает, что эта диагностика является или должна являться там, где она ещё не используется частью педагогической практики и теории, т. В тоже время В понятие «педагогическая диагностика» исследователи вкладывают смысл и её содержание: во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т. Для того чтобы понять сущность и особенности педагогической диагностики, следует провести сравнение между работой врача и педагога. Как известно, врач начинает свою деятельность с выяснения причин болезненных симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного и с учетом медицинского заключения диагноза назначает лечение. Аналогично педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности неблагополучия. Иначе говоря, педагогическая диагностика осуществляется с целью изучения не только внешних, но и внутренних факторов, влияющих на развитие и формирование личности. При этом в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Здесь важно подчеркнуть, что между педагогической диагностикой и психодиагностикой существует ряд различий. Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека группы людей в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека группы людей. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. В этой связи справедливым является утверждение Беликовой о том, что в отличие от психолога, фиксирующего состояние межличностных отношений, задача педагога состоит в выявлении и создании педагогических условий для формирования и развития межличностных отношений в учебной группе в интересах её сплочения и решения педагогических задач. Между тем многие исследователи под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника, но не пытаются раскрыть данную систему, утверждая, что такая диагностика имеет прямое отношение ко всем компонентам деятельности педагога. Эти трудности, прежде всего, связаны с современной трактовкой понятия «личность». Таблица 1 - Системно-ролевая модель формирования личности по Таланчуку Сферы Социальные роли личности Задачи воспитания и самовоспитания Критерии воспитанности личности С Е М Ь Я 1. Отцовско-материнская Формирование сыновне-дочернего долга Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Сыновне-дочерний долг и ответственность Супружеская культура Педагогическая родительская культура К О Л Л Е К Т И В 4. Экологическая Формирование профессиональных знаний и умений Формирование экономической культуры Формирование умений самоорганизации и самоуправления Формирование культуры общения Формирование экологической культуры Профессиональное мастерство и культура Экономическая культура Культура самоорганизации и самоуправления в коллективе Коммуникативная культура Экологическая культура О Б Щ Е С Т В О 9. Морально-правовая Воспитание патриотизма Воспитание национально-интернациональной культуры Воспитание классово-интерклассовой культуры Воспитание политической куль туры Воспитание морально-правовой культуры Патриотизм Национально-интернациональная культура Классово-интерклассовая культура Политическая культура Морально-правовая культура М И Р 14. Геосоциальные интерсоциальные Интерсоциальное воспитание и самовоспитание Интерсоциальная культура личности как гражданина мира Я - С Ф Е Р А 15. Субъект материальных потребностей 16. Субъект духовных потребностей 17. Субъект познания и учения 18. Субъект психической саморегуляции 21. Человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье - семейных, в профессионально-трудовой сфере - профессионально-трудовых, в обществе - гражданских, в мире - интерсоциальных, в «Я - сфере» - эгосферных табл. Личность - это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности - её социальная дееспособность. Эффект воспитания достигается не воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. Такой эффект одновременно зависит от следующих начал: синергетического состояния психики личности в первую очередь, её психологической готовности к адекватным реакциям, действиямспособности личности к тому или иному действию, обусловленной её опытом, а также от наличия синергетического контактного взаимодействия педагога и ученика. Автор неопедагогики доказывает, что педагогическая деятельность представляет собой систему функций однородных и повторяющихся действий, необходимых для достижения цели воспитания, обучениякоторые находятся в синергетическом взаимодействии. Автор утверждает, что самовоспитательная деятельность личности учащегося тоже имеет системно-функциональную природу и структуру и подчиняется системно-функциональной закономерности. Самосовершенствуясь, учащийся реализует те же функции, что и педагог, но они для него являются функциями самовоспитания. Это самодиагностика, целевая самоориентация, самопроектирование, самоорганизация, самомобилизация и самопобуждение, самокоммуникация, самоформирование, самоконтроль, самоанализ и самооценка, самокоординация и самокоррекция, эвристическая. Речь идёт о единстве воспитательной деятельности педагога и самовоспитательной деятельности учащегося. Диагностическая деятельность педагога имеет системно-функциональную структуру и динамику, то есть деятельности педагога и учащихся имеют одну и ту же системно-функциональную природу, они сущностно органически связаны и должны совершаться в системно-функциональном взаимодействии, когда педагогические функции диагностики и воспитания перерастают в функции самопознания, саморегуляции, самовоспитания личности учащегося. Эффект воспитания возникает тогда, когда учащийся сам себя изучает самодиагностикаставит перед собой цели, проектирует свою деятельность, самоорганизует её, побуждает себя на выполнение нужных задач и т. Объективно характеризовать и оценивать диагностическую деятельность педагога можно, исходя из того, насколько качественно он овладел системой педагогических функций. Отсюда критерии оценки педагогической диагностики - это показатели качества выполнения системы педагогических функций. При таком подходе системно-функциональном мы устанавливаем генеалогическую сущность критериев, которые производны от педагогических функций, имеют системно-функциональную природу и классификацию. Комплексность педагогической диагностики учащихся их воспитанности и воспитуемости. Постановка целей и задач педагогической диагностики учащихся по результатам комплексного изучения учащихся. Плановое обеспечение педагогической диагностики учащихся. Организационное обеспечение педагогической диагностики учащихся. Психологическое обеспечение педагогической диагностики учащихся психологическая готовность учащихся к диагностике и самодиагностике. Коммуникативное обеспечение педагогической диагностики учащихся сформированность воспитательного контакта между педагогами и учащимися. Реализация целей и задач диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся. Комплексность контроля, анализа и оценки результатов диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся. Согласованность воспитательных усилий всех субъектов педагогического процесса с учётом результатов диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся. Совершенствование процесса диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся. Отсюда системно-функциональная структура и классификация критериев целостно и объективно характеризует деятельность педагога по изучению учащихся и проектированию воспитания с учётом результатов диагностики. Целостность, во-первых, достигнута благодаря тому, что критерии выбираются не произвольно, а строго в соответствии с педагогическими функциями: сколько функций - столько и критериев, характеризующих качество их реализации. Во-вторых, характеристика педагогической деятельности с помощью этих критериев объективна. Нет сомнения, что продуктивной может быть только та педагогическая деятельность, которая основана на комплексной диагностике. Кроме того, без планового и организационного обеспечения педагогическая диагностика превратится в стихийный, неуправляемый процесс, а без психологического и коммуникативного обеспечения учащиеся не будут субъектами этого процесса, не будут готовы сотрудничать с педагогом и решать поставленные задачи. Поэтому совершенно прав был Мобилизационно-побудительная П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Й 5. Самомобилизации и самопобудительная 6. Контрольно-аналитиче-ская и оценочная 8. Самоконтроля, самоанализа, самооценки 9. Координации и коррекции 9. Самокоординации и самокоррекции 10. Следует отметить, что педагог должен уметь формировать у учащихся психологическую готовность к самодиагностической деятельности. Таланчука, в этом смысле педагог - практический психолог; он мобилизует личность учащегося, побуждает её к значимым действиям, актуализирует значимые её психологические состояния, подкрепляет эти состояния соответствующими условиями. Благодаря этим действиям ученик как объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект. И далее цитируем: «В последнее время настойчиво проводится мысль, что в каждой школе необходимо иметь психолога, который бы восполнял все пробелы психологического плана в педагогическом процессе. Не отрицая в принципе необходимости создания психологической службы в учебных заведениях, следует отметить, что она не спасет положение. С решением этой задачи не поднимется уровень психологического мастерства учителя, а именно в этом мастерстве кроется огромный резерв прогресса педагогического дела. Никакой психолог извне, не включённый в данную систему отношений с учащимися, в процесс решения тех или иных учебно-воспитательных задач, не сможет изменить этих отношений, существенно повлиять на них, ибо только сам педагог, включённый в те или иные процессы, знает их изнутри, может учитывать конкретную ситуацию, конкретные состояния психики учащихся, побуждения и стремления, регулировать. Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что педагогическая диагностика в широком понимании - это синергетическая система, которая по своим целям является системно-ролевой, по взаимодействию всех её частей - синергетической, по сути взаимодействия - системно-функциональной табл. В узком понимании педагогическая диагностика - это познавательно-формирующая, воспитывающая диагностика как единство процессов изучения, воспитания и самовоспитания личности в синергетическом взаимодействии педагога и учащегося. Социальные роли определяют главную цель воспитания формирование гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему объективных социальных ролейзадачи воспитания, целевое содержание педагогической диагностики. На пересечении функций педагога и учащегося проявляется системно-функциональный синергетизм их взаимодействия, а на пересечении функций и ролей - процессуальное содержание педагогической диагностики учащихся и проектирование воспитания по результатам данной диагностики. В синергетическом единстве всех начал выражается целостность и объективность педагогической диагностики. ФГОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l'ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI Digital object identifier.

Смотри также